Anodtorgmet.ru

Строительный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роспись кирпичей под домики

Схемы отделочной кладки

Кирпич – древнейший строительный материал, отличающийся прочностью и долговечностью. Сегодня это один из наиболее популярных и востребованных материалов, который за счет современных цветовых решений и различных вариантов кладки позволяет создавать выразительные строительные шедевры, поражающие своей красотой и индивидуальностью стиля.

В этой статье речь пойдет о возможностях декоративной и художественной кладки облицовочного кирпича.

Декоративная кирпичная кладка позволяет создавать неповторимые привлекательные фасады различных видов, цветов и фактур. Полная свобода творчества, яркость декора, смелость линий – и ваш дом совершенно точно будет выделяться на фоне однообразных современных построек.

Выделяют три основных вида кладки лицевого кирпича:

  1. Прямая кладка кирпича предполагает создание рисунка фасада при помощи различных способов перевязки кирпича с равномерным распределением швов.
  2. Декоративная кладка выполняется по заранее подготовленному рисунку, который создается не только за счет схемы швов, но и благодаря использованию кирпича разных цветов.
  3. Художественная (рельефная) сочетает взаимодействие схемы швов, цветового решения и способа укладки кирпича. Здесь фасад представляет собой сложную рельефную поверхность, имеющую различные элементы декоративной кладки: выступы, выемки, пилястры, наклоны, различные архитектурные узоры.

Немного строительной терминологии, облегчающей взаимопонимание при общении со специалистами по теме.

Перевязка – это система укладки кирпича, когда стыки нижнего ряда размещают таким образом, чтобы их перекрывали кирпичи верхнего ряда. Самый простой вариант кладки выполняется следующим образом: полная перевязка продольных и поперечных вертикальных швов выполняется через каждые 3-5 рядов.

Тычковый шов – это кирпичи, уложенные в стене поперек, наружу коротким срезом; ложковый шов – кирпичи, уложенный вдоль, длинным срезом. Широкие стороны кирпича – постель, наружная поверхность стены – верста, внутренние ряды – зубатка.

Изначально кладка кирпича получила свои наименования по названию поверхностей кирпича – ложковая (длинная грань) и тычковая (короткая, торцевая часть). Тычковая кладка фасада представляет собой поверхность из одних тычков, ложковая — это последовательность четырех длинных граней и одной короткой.

Готическая (старорусская) кладка стен из кирпича представляла собой чередование ложков и тычков в каждом горизонтальном ряду, каждый тычок при этом располагался строго по центру уложенного ниже ложка. Крестовая кладка – это чередование ложковых и тычковых рядов, где вертикальный ложок симметрично располагается между двумя тычками.

Современная декоративная кладка облицовочного кирпича поражает многообразием видов благодаря комбинаторике расположения кирпичей и цветовых решений. Используя всего два цвета, можно получить практически бесконечное количество вариантов.

Прямая кладка — простое решение

Это самый простой и привычный способ, с помощью которого может быть выполнена декоративная кладка стен. Она создается за счет поверхности самого кирпича (гладкой, фактурной, цветной) и особенностей шва – толщины и цвета. Прямая кладка позволяет создавать самые оригинальные и неповторимые фасады.

Даже с помощью одноцветного кирпича можно создать множество интересных вариантов фасадов. Вот одни из самых популярных видов:

Прямая баварская кладка – тенденция современности

Сегодня баварская кладка, зародившаяся в немецких землях, завоевала особую популярность. Для ее выполнения используется четыре оттенка облицовочного кирпича, одинакового или разного по фактуре. Основные цвета баварской кладки: черно-коричневый, коричневый, темно-красный и красный. Этот ряд при желании можно дополнить.

Баварская кладка лицевого кирпича выполняется следующим образом:

1. Кладка горизонтального ряда выполняется из всех оттенков цвета в хаотичном порядке.

2. Второй ряд представляет собой чередование цвета в том же порядке.

3. Важное правило – нельзя класть два кирпича одинакового цвета впритык.

4. Для придания фасаду целостного образа, вертикальные швы должны совпадать через каждый ряд.

5. Можно выкладывать кирпич по определенному рисунку.

Создать оригинальный, нескучный и в то же время не пестрый фасад вам поможет баварская кладка.

Возможности декоративная кладки, выполненной цветным и фактурным кирпичом

Декоративная кладка фасада представляет собой выполнение четких геометрических рисунков швов (перевязок) либо сочетание определенного рисунка швов с цветными, фактурными или рельефными элементами. Облицовка декоративной кладкой — это простой способ создать необычный проект из обычного кирпича. Декоративные узоры буду особенно эффектно смотреться на заметных участках стен – на торцах, простенках зданий, подкарнизных пространствах. Усилить эффект можно с помощью добавления в кладку в определенном или случайном порядке глазурованных кирпичей.

Фактура кирпича имеет огромное значение для кладки. Декоративная рельефная кладка – это прекрасный способ расставить акценты. Рифленая поверхность кирпича позволит воплотить образ старинного дома, простоявшего несколько веков. Грубая фактура, имеющая поверхность под колотый камень, применяется, как правило, для отделки более массивных частей здания – подпорных стен, цоколей. Для отделки стен более высоких этажей, карнизов, простенков прекрасно подойдет материал, имеющий шероховатую фактуру.

Применяют различные виды декоративной кладки, отличающиеся разнообразием фасадных рисунков и схемами сочетания швов. Кладка разного по цвету кирпича позволяет создавать декоративные орнаменты на любой вкус.

При однорядной (цепной) кладке кирпича разных видов можно получить огромное многообразие плоских орнаментов. Например, таких:

И в заключение пару слов о швах

Облицовка кирпичом будет выглядеть настолько эффектно, насколько качественно будут обработаны швы. Они выделяются на поверхности стен, акцентируя внимание на оригинальности перевязки кирпичей. Без четкого обозначения швов поверхность стены может приобрести невнятный либо, наоборот, слишком пестрый внешний вид. Шов кладки кирпича зависит от ряда факторов, в особенности от художественных задач и типа кирпича, который вы используете. Выбрать и обсудить наиболее подходящий вариант целесообразно на стадии разработки проекта.

Домовая роспись Русского Севера

Традиция домовой росписи – очень древняя. Расписные дома составляют особую группу памятников народной культуры. Их распространение совпадает с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского быта. Праздничное восприятие мира, характерное для народного искусства, отразилось в декоративном убранстве традиционного жилища Русского Севера, в особенностях исторически сложившейся национальной психологии и ментальности.

В традиционной культуре крестьянский дом является одним из существенных и символически сложных элементов. Жилые постройки представляют собой культурно-бытовой комплекс, они связаны с различными сторонами жизни человека: с природными условиями, пре- обладающими занятиями и направлением хозяйства, имущественными, классовыми отношениями, семейным укладом, общественными обычаями, традициями, эстетическими представлениями, религиозными верованиями, строительным мастерством. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, интерьер, декоративное убранство дома. В декоративном оформлении крестьянского жилища отразилась богатая народная культура. В орнаменте резьбы или скульптурных фигурах, украшающих дом, воплотилось понимание микро и макрокосмоса. Особенностью орнаментальной символики являлось то, что это были не единичные символы, а целостная система, воспринимающая окружающий мир. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома. На протяжении веков шло формирование декоративно-художественных приемов оформления различных архитектурно-конструктивных элементов. Единство символического и художественного лежит в основе декоративного оформления народного жилища. Говоря о декоративном убранстве крестьянского дома и о его символике, нельзя обойти вниманием такое редкое явление как домовая роспись.

Традиция домовой росписи – очень древняя, в русских летописях XI–XII веков содержатся сведения о златоверхих церквях, которые были «исписаны» полихромной живописью. В княжеских и боярских хоромах XVI–XVII веков стены расписывались «травами», картинами религиозного содержания, а резные фигуры покрывались золотом и красками. «Коломенский дворец так пестрел узорочною резьбой, блистал и горел золотом и красками, что походил на игрушку, только что вынутую из ящика»

Живопись наносилась на плоскую поверхность стен дома, обшитую тесом. Это были передний фронтон избы, подшивка свесов кровли, нижняя часть мезонина и балкона, ставни наличников. Вся роспись сосредотачивалась на фронтоне главного фасада, подчеркивая и выявляя средствами декора конструктивные детали его убранства. Рисунки были выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синий, красный, зеленый, белый, желтый. Роспись крестьянских домов поражает красочностью и неожиданностью цветовых сочетаний. В интерьере декоративная живопись располагалась на дверях, шкафах-заборках, голбцах, опечках, припечных досках, воронцах, полатных брусьях, потолках, мебели.

Истоки праздничного восприятия мира, характерные для русского народного искусства, отразившиеся в декоративном убранстве северного дома, уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии и ментальности.

«Доброму человеку что день, то праздник»,– говорит русская пословица. Тем же объясняется устойчивость в русском народном искус-стве темы цветения, травного орнамента, любви к красному цвету. Образы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи позднее осмысляются в райский сад.

Читать еще:  Многоэтажные жилые дома кирпич

«Крестьянское искусство определялось наличием в нем магической символики, и эта символика была притягательна и нужна. Художественные крестьянские “школы” росписи Севера означены воздействием искусства более раннего времени – XVI–XVII веков» . Крестьянское искусство – наследие огромного количества медленно прошедших поколений, оставлявших на нем те или иные характерные черты и особенности своего времени и места.

Содержательные сюжеты домовых росписей несли благожелательный и охранительный смысл, что обеспечивало им столь долгое и разнообразное бытование. Птица, конь, лев, единорог, птица Сирин – эти образы, происхождение которых уходит в Древнюю Русь, жили в разных видах художественного ремесла, нередко становились достоянием геральдики, а в народном искусстве существовали до начала XX века.

Но встречались и такие дома, которые принадлежали большим семьям среднего достатка. Эти семьи долго копили средства, чтобы при гласить мастера.

Архитектурная живопись обычно выполнялась мастерами-профессионалами, как северными, так и из средней полосы России, которые работали как индивидуально, так и в составе артелей. В народной памяти сохранились отрывочные воспоминания о пришлых мастерах, преимущественно костромских красителях (красильщиках): «Красильщики наехали, на постой просятся», с которыми более всего связываются росписи в домах вдоль Пуи притока Ваги. Именно там можно услышать частушку, отразившую качество работы костромичей-отходников: «Красил Ваня костромской, красил красочкой баской; как пошел Иван домой, так и красочка долой». Многие исследователи отмечали, что примерно со второй половины XIX века костромичи составляли большую часть бродячих мастеров (маляров) в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях.

Мастера отхожих промыслов хорошо владели искусством композиции, профессиональными знаниями техники и технологии ремесла. «Цветные грунты, которые одновременно служили фоном для росписи, приготовляли на мучном клее или глютиновом (мездром или рыб- ном)… Они образовывали прочную прозрачную пленку, которая не боится сырости, холодной воды, механических воздействий». По воспоминаниям северного писателя Б. Шергина мастера-красильщики не только досконально знали практику ремесла, но и могли говорить о теории. Они работали только свежеприготовленными красками: «. краски для росписи варили во дворе и сразу же шли работать, а роспись делали очень быстро». Подтверждение этому мы также находим у Б. Шергина: «С огня “хватали” краски, торопились работать». Чтобы стать настоящим мастером, мальчиков приобщали к делу с ранних лет, возили за собой, обучая в процессе работы. Кочевой образ жизни способствовал передаче в устной форме знаний от мастеров одного поколения к другому. Простейшей росписью является раскраска в контрастные цвета различных частей здания. Переходной формой от раскраски к собственно росписи служит роспись подбоев кровли в цветную шашку или ромбовидную клетку в сочетании с раскраской балконов и наличников окон. Подобная роспись бытовала в Подвинье, на Мезени и Пинеге. В орнамент более сложной росписи включаются орнитоморфная и зооморфная символика.

Характерным примером росписи этого типа может служить роспись дома А.А. Шмохиной в д. Комаровской на р. Паленьге, что в нескольких километрах от В. Тоймы. Дом был построен во второй половине XIX века, а расписан в конце XIX века. Композиционным центром росписи является верхний фронтон с балконом – «выходом». На белом фоне помещены две большие круглые коричнево-голубые розы. На каждой сидит по птице в окружении стилизованных побегов со спирально завивающимися стеблями, напоминающих северодвинские прялочные росписи. Крылья подзоров раскрашены клетками, разбитыми на цветные треугольники. Слева и справа от балкона нарисованы большие фигуры желтых львов – льва и львицы. Это основные элементы орнамента в росписи двинских домов. В районе среднего течения р. Северной Двины существовала еще одна манера росписей. На ярко-белом фоне появляются красные кони и птицы по сторонам цветущего куста. На некоторых подзорах кровли – стебли с цветами и ягодами вытягиваются в строгие линии, следуя протяженности досок дома.

Безусловно, уникальным по архитектурными художественным достоинствам на Русском Севере является дом В.Я. Клокотова в д. Зао- зерье Лешуконского р-на.

Дом был построен «1879 года мая 16 дня» – дата вырезана на кронштейне. Он расписывался сразу после строительства, о чем говорит запись в экспедиционном дневнике К.К. Романова: «Это самый роскошный дом на реке Мезени по своей росписи. Дом ставил Петр Шарыгин, роспись Ивана Кузьмича Орлова». Роспись фронтона и свесов кровли «поражает своей праздничностью и сказочностью. Центральную часть фронтона занимает изящный полукруглый балкон с точеными ограждениями-балясинами. Над балконом изображен сад, по краям которого стоят утка и петух. Слева и справа “стражи дома” – львы. Правда, у мастера они получились скорее похожими на собак или волков. Как и собака, лев символизирует стража, голова его обращена к зрителю, а глаза встречают каждого подходящего к дому.

Свес кровли покрывает растительный орнамент из цветов и виноградных гроздьев. В этом неповторимом по убранству дому все от русской сказки, где “на неведомых дорожках следы невиданных зверей”». В 2004 году дом Клокотова был перевезен в музей деревянного зодчества «Малые Корелы».

Изображение льва и единорога было традиционным в символике росписей крестьянских домов Русского Севера. Это были обереги, отпугивающие своим видом зло, его стражи. Появление их на Севере исследователи относят к русской декоративной традиции. Фигуры львов по краям балкона или окна светелки встречаются в поволжской резьбе. Имеются свидетельства о распространении львиной символики в храмовой и дворцовой скульптуре Владимиро-Суздальской земли (XII век). Оттуда она перешла в крестьянскую среду Севера и Поволжья. Росписи со львами встречаются в Горьковской, Костромской, в меньшей мере Владимирской областях. В то же время существует точка зрения, которая связывает появление росписи со львами с оживленной заморской торгов лей XVI–XVIII веков, осуществлявшейся через р. Северную Двину и г. Архангельск. «Отныне одной из любимых композиций станет мотив льва и единорога, стоящих по сторонам дерева.

Уникальное явление для домовых росписей Русского Севера было зафиксировано в 1964 году в д. Пильмасозеро, на северном берегу Водло-озера в Карелии. Здесь при декорации светелки был использовано изображение птицы Сирин. Изображение райской птицы Сирин с женским лицом и грудью было традиционным в известной пермогорской прялочной росписи, встреча- лось на предметах домашнего обихода в XIX – начале XX века. Для развития на Русском Севере народной живописной традиции большое значение имело существование профессиональных мастерских, находившихся в старообрядческом с. Данилово на р. Выг (на- чало XVIII – 50-е годы XIX века), где сохранялись художественные традиции Древней Руси.

Характерной особенностью народного зодчества является то, что основные типы жилых домов, их планировка, размеры помещений, конструктивные приемы строительства, а также материал (дерево) и строительная культура в целом были чрезвычайно устойчивы. И в тоже время бесконечно разнообразными, подвижными, изменчивыми были отдельные архитектурные элементы. Эти элементы и детали и придавали традиционным крестьянским избам индивидуальность и неповторимость. Они в значительной степени определили архитектуру крестьянского дома в процессе его эволюции.

Домовая роспись стала завершающим этапом развития жилища и его художественно-декоративного оформления.

Автор статьи : ПЕРМИЛОВСКАЯ Анна Борисовна, кандидат культурологических наук, ведущий научный сотрудник Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства (филиал в Архангельске), докторант кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Автор 103 научных публикаций, в т.ч. трех монографий.

Петриковская роспись. Мастер-класс от Екатерины Никитиной

Для журнала Экодом: Екатерина Никитина, художница, педагог, знаток народных ремёсел

Петриковская роспись

Удивительная традиция расписывать свои дома возникла в украинском селе Петриковка, основанном в 1772 году казачьим атаманом Петром Калнышевским. В те давние времена каждая хозяйка умела украшать свой дом яркой растительной росписью, а порой изображала фигурки людей, птиц. Мастерицы соревновались между собой, кто лучше распишет к Пасхе вновь побелённую хату. Самых умелых мастериц называли чепурушками. Много воды с тех пор утекло, давно петриковские хаты побелели. Лишь изредка можно встретить расписные ворота или травный бегунок под крышей дома. Современные художники всё больше работают по дереву (шкатулки, тарелочки, вазочки, доски и пр.), по бумаге — создают «малевки».

Одушевлённое жилище

А между тем, традиция мудра, и дом украшался неспроста. Ведь и отношение к нему отличалось от современного отношения к жилищу. Мировосприятие взрослого человека было ближе к мировосприятию ребёнка, который не отделяет себя от окружающего. Полное единение с природой, ощущение её как живого существа. Отсюда и появляются боги стихий (Перун-громовержец, Мать Сыра Земля и др.), различные русалки, лешие — образы, помогающие непосредственному общению с разными проявлениями природы.

Читать еще:  Утеплитель для стен дома снаружи под облицовочный кирпич

Одежда такого человека становится неотъемлемой его частью, второй кожей. Ведь, прежде чем покрыть его тело, она выросла из зёрнышка, полежала под солнцем и луной, прошла магическое кручение веретена, заткалась в полотно, украсилась специальными узорами. Одежда помогала общению с Богом. Орнаменты, украшавшие её, словно молитва, наполнены глубоким смыслом, который теперь многие пытаются расшифровать.

Такое же особое отношение у наших предков было к своему дому. Дом был как бы ещё одной обережной оболочкой человека.

У дома, как и у самого человека, есть лицо, чело — отсюда названия «наличники», «причелины». Соответственно, окна — глаза дома. Внутри же его находилась печь, словно горячее сердце. Мне не раз довелось бывать в заброшенных деревнях и видеть, что дом живой, пока печь в нём цела. Как только бережливые жители соседних деревень разбирают печь по кирпичикам, дом превращается в груду дров — умирает, словно сердце остановилось…

Простая балка у потолка имеет очень сильное название — матица, матка. Отношение к ней особое. Важного гостя, невесту, сваху сажали под матицу. К ней же крепили колыбель ребёнка. Уходя
из дома надолго, обязательно прикасались к матице, чтоб путь был счастливым.

Дело мужчины — дом построить. Если дом деревянный — подобрать подходящие деревья и договориться с ними, выбрать подходящее место, возвести стены, крышу, выложить печь.

Дальше хранительницей домашнего очага — сердца дома — становится женщина. Она делает его уютным, чистым, наполняет теплом и ароматом пищи.
В такой дом хочется возвращаться, в нём отдыхаешь, в нём «стены лечат». Наводя порядок в доме, женщина «ладила» пространство — а значит, и всех живущих в нем. Поэтому-то так старательно намывались полы, скреблись стены, лавки, стол.

Дом, как и одежду, украшали узорами. Роспись на доме и внутри его выполняла функцию украшения, оберега, молитвы к Богу. Традиция домовой росписи существовала не только на Украине. В России она бытовала на Урале, Алтае, в Сибири, Вологодской области. Недавно был найден расписанный дом в Саратовской области (в с. Поповка Хвалынского района).

Любимые узоры

Самый простой орнамент — бегунок-бесконечник (по-научному — фриз) — несёт в себе обережную функцию. Бегунок — это волнистая цветная полоса, которая располагается по периметру дома под крышей, вокруг окон или по выступам печи. Бегунки могут быть очень простыми (волнистая линия с точками) или представлять собой вьюнок из ритмически повторяющихся листьев и дивных цветов с бутонами. За счёт волны и направленности цветов и листьев в этом орнаменте создаётся движение, отсюда и название — бегунок. Замкнув его вокруг своего дома, мы делаем обережный круг. В этом круге запущено бесконечное движение, ритм, пульсация, сквозь которую сложно прорваться чему бы то ни было нежелательному в дом.

Другой мотив, часто встречающийся в росписях, как украинских, так и русских, — куст с прямым, устремлённым вверх стволом, расходящимися в стороны ветвями, на которых часто сидят две птицы, смотрящие друг на друга. Это Древо жизни 1 . Часто его помещали в центральной части при росписи печи. В образе Древа жизни заложен глубокий смысл. Это и воплощение жизненных сил, и продолжение рода, и триединство мира, связь земного с божественным. Рисуя такое Древо у себя дома, хозяйка осуществляла молитву к Богу, к Роду.

Мне кажется несправедливым, что такая мудрая традиция ушла из нашей повседневной жизни, став достоянием музеев. Многие люди сейчас потянулись к земле, вспоминают про свои любимые дачи, строят загородные дома, уходят жить в экологические поселения. Они как бы возвращаются в прошлое, уходя из городской жизни, которая для многих стала невыносимой. В среде таких людей традиция может воскреснуть. Красный угол вытеснит телевизор. Женщина вернётся к своей изначальной роли хранительницы домашнего очага, Лады. А домовая роспись станет естественной потребностью души.

Начать менять отношение к своему жилищу можно, и не имея дома, выстроенного своими руками. Живым Домом может стать и простая городская квартира. На Украине, придя в дом к хорошей хозяйке, искусной художнице, говорили: «В ней у хати як у церкви!» Так пускай же и наши жилища превратятся в храмы!

Мастер-класс:

Бегунок-бесконечник

В Петриковской росписи художницы использовали в качестве инструментов самодельные кисти, тряпочки, колосья, камышинки и собственные пальцы.
Для создания обережного бегунка нам необходимо будет освоить две техники рисования — переходной мазок и рисование пальцем.
Тренироваться в рисовании можно на бумаге, используя гуашь. При росписи дома советую взять акриловую водоэмульсионку и добавить в неё пигменты необходимого цвета, которые продаются в хозяйственных магазинах в отделах «Лаки-краски».

Итак, наш бегунок состоит из 5 элементов: волнистая линия, листики, рябина, цветы и ягоды.

Приступим к рисованию первого элемента. Разводим на палитре достаточно жидкую краску и проводим беличьей или колонковой кистью № 2 волнистую линию. Чтобы линия была ровной и изящной, ведём кончиком кисти, не сажая её.

Затем наметим места расположения листиков, рябины, цветочков и ягодок.

Теперь нарисуем рябину. Красная рябина или калина считается символом Украины, поэтому петриковские художники очень часто используют её в своих композициях. Рисуется она пальцем.

Разводим на палитре красную краску. Краска должна быть густая, как сметана. Опускаем подушечку указательного пальца в краску таким образом, чтобы она легла ровной круглой каплей на палец, ноготь при этом должен быть чистым. Теперь делаем отпечаток на бумаге. Должна получиться ровная круглая ягодка со светлым бликом внутри. Из этих ягод складывается гроздь рябины.

Синие ягодки рисуем таким же способом.

Теперь нам необходимо освоить другую технику — переходной мазок.

Для начала нарисуем просто мазок. Разведите на палитре краску до густоты жидкой сметаны. Наберите её на беличью кисть (№ 3) и начинайте рисовать мазок, ведя вначале по бумаге кончиком кисти, потом плавно сажая её и вновь подымая, переходя на кончик.

Мазки должны быть похожи на только что распустившиеся зелёные листики, заострённые с двух концов.

Когда мазки у вас начнут хорошо получаться, разведите жёлтую краску также до густоты сметаны. Набираем на кисть зелёную краску, а затем кончик её макаем в жёлтую — и выполняем мазок. В нашем листике цвет переходит от жёлтого к зелёному — это и есть переходной мазок.

Из таких мазков складываются листики.

Для выполнения цветков мы будем использовать жёлтую и красную краску. Цветочки такой формы в Петриковке называют «цыбульки» (луковички). Действительно, если разрезать луковицу, она будет похожа на этот цветок.

Набираем на кисть жёлтую краску, кончик макаем в красную, выполняем внешние мазки. Постепенно заполняем цветок лепестками, приводя мазки в одну точку.

Немного потренировавшись, можно дорисовать наш бегунок.

Этот мотив можно повторять до бесконечности и опоясать свой дом, окна, двери, применить в росписи мебели.

Целиком статью можно прочесть в 2 номере журнала «Экодом»
1 Подробно об образе древа жизни, его связи с родовыми обрядами и традициями, писалось в 7-м номере журнала «Домашний ребёнок» (прим. ред.)

Деревянный кирпич своими руками

Такой кирпич представляет собой обработанный брусок, длина которого — от 40 до 300 см, ширина — от 10 до 21 см, высота — 8,5 см. Лучшим материалом считаются лиственница (правда, она весьма дорога) и кедр, а самые распространённые и доступные — это сосна и ель.

Торцы и место укладки кирпича имеют специальную форму в виде профильного замка, благодаря чему кирпичи соединяются между собой по типу «шип — паз» (рис. 2). Это обеспечивает их стойкость к деформациям.

Лицевые поверхности тщательно отшлифованы и не нуждаются в дополнительной финишной отделке, что позволит избежать масштабных отделочных работ (рис. 1).

Стоит отметить, что деревянный кирпич изготовлен из сухого материала, имеющего влажность 10-12%, и, как следствие, дом, построенный из него, практически не даёт никакой усадки. А значит, к финишной отделке и установке окон и лестниц можно приступать сразу после строительства. Это является большим преимуществом по сравнению с такими материалами из древесины, как, например, профилированный брус. А если сравнивать этот материал с клеёным брусом, то отсутствие клеевых смесей при изготовлении деревянного кирпича добавляет ему плюсов в плане экологичности. И в цене он обходится почти в два раза дешевле того же клеёного бруса.

Читать еще:  Откосы утепленные для загородного дома

Но не всё так гладко.

И у деревянного кирпича есть свои недостатки, о которых необходимо знать. Сомнения может вызвать теплоизоляция такого дома. Материал должен быть изготовлен без погрешностей и стыковаться без зазоров (рис. 2). Иначе возможно продувание и попадание в щели воды, что может привести даже к разрушению конструкции.

На рынке много изделий кустарного производства, а такой материал, как деревянный кирпич, должен изготавливаться на высокоточных современных станках. К сожалению, изъяны зачастую обнаруживаются только в процессе эксплуатации. Для предупреждения этой неприятной ситуации стоит проверять влажность древесины при покупке новинки.

Идея применения деревянного кирпича в строительстве домов имеет перспективное будущее, хотя технология изготовления ещё несовершенна.

Об особенностях строительства

Важно знать и некоторые технологические нюансы кладки. Например, кирпичи необходимо выкладывать рядами со смещением, а замковые части плотно фиксировать между собой с помощью киянки. Полость между элементами заполняется теплоизоляционным материалом, в качестве которого могут выступать обычные древесные опилки, впрочем, и изоляционные материалы на основе минеральной ваты использовать также допустимо (рис. 3).

Стоит сказать, что новинка больше подходит для небольших дачных домов, гостевых домиков, беседок и небольших сооружений, например бани или летней кухни. Но в архитектурно-планировочном смысле материал имеет много преимуществ, поскольку легко комбинируется с кирпичом и другими строительными материалами. Также деревянный кирпич даёт возможность реализовать интересные варианты в плане геометрии дома и его объёмов путём добавления различных элементов: балконов, эркеров, башенок.

Все перечисленные плюсы позволяют легко вписать сооружение из деревянного кирпича в единый стиль или сделать его главным акцентом на загородном участке.

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Лучший вариант отопления дачного домика – настоящая русская печка с рисунком. Она может стать незаменимой, особенно если домик будет использоваться не круглый год. Еще с ее помощью можно не только обогревать помещение, но и подогревать воду, сушить собранные на участке фрукты, готовить вкусную и здоровую пищу.

Функции русской печки разнообразны. Но не стоит забывать и об интерьере. Сооружение занимает значительную часть помещения, поэтому ее украшению стоит уделить внимание – сделать облицовку или роспись русской печи собственными руками.

Подготовка печи к побелке

Первый этап – это подготовка поверхности. Прежде всего, стенки новой печи покрывают слоем штукатурки, затем обмазывают глиной. Если она старая и штукатурка местами отваливается, нужно эти места заново заштукатурить. Штукатурку стоит выбирать особую, жаропрочную, ее можно купить или изготовить своими руками.

Обработанную поверхность оставляют на просушку. Этот процесс может затянуться на два дня. Меньше не нужно, так как штукатурка может не просохнуть, и тогда быстро отвалится.

По истечении двух дней, печку топят не менее трех раз. Это нужно для того, чтобы слой глины стал как можно прочнее. Но поначалу сильно нагревать печь не следует: ее стенки должны стать чуть теплыми.

Прежде чем побелить печку, ее нужно покрыть слоем штукатурки

Если старая штукатурка держится хорошо, ее нужно только очистить от загрязнений и сажи. Пятна сажи хорошо удаляются металлической щеткой или мочалкой для посуды. Для удаления жирных следов с поверхности применяют раствор каустика (2%). Пятна ржавчины убираются раствором медного купороса в пропорции 100 г порошка и 1 л воды.

Способы побелки печи

После подготовки поверхности встает вопрос, как и чем можно побелить печь на даче. Традиционные варианты, пришедшие из глубины веков – это известь или мел.

Известь хороша тем, что отличается безвредностью для человека, стойкостью к высокой температуре. Известковая побелка печи не токсична, может применяться даже в помещениях с повышенной влажностью и в бане.

Известковый порошок нужно развести солевым раствором до состояния жидкой сметаны. Соль позволит сделать покрытие крепким и не склонным к образованию трещин.

Известь для побелки нужно развести до состояния сметаны

Литра разведенной извести хватает на покраску 2 кв. м площади. Если капли попадут на пол, их можно легко смыть, главное, сделать это быстро, пока известь не въелась.

Побелка своими руками с помощью мела позволяет получить ярко-белый красивый цвет. Недостаток покрытия – при соприкосновении с поверхностью на одежде остаются белые следы.

Разводить его советуют не водой, а молоком. Чтобы покрытие было прочнее и не «белилось», можно добавить столярный клей.

Порошок просеивают и разводят в молоке, перемешивают, добавляют дополнительные компоненты. Смесь с известью нагревают, не допуская закипания, до тех пор, пока все компоненты не растворятся полностью. Полученный раствор нужно процедить и только после этого переходить к окрашиванию.

Для побелки печи можно использовать валик или широкую маховую кисть. Перед выбеливанием топить ее не надо – она должна быть холодной.

Сначала поверхность смачивают водой и наносят первый слой. Чтобы покрасить стену без разводов, его наносят горизонтально. Не дожидаясь полного высыхания первого слоя, наносят второй, но уже горизонтально. Побелку нужно оставить до полного высыхания, и только потом переходить к нанесению рисунка или орнамента на печь.

Нанесение росписи

Первоначально красивые русские печи были белыми, как бы символизируя чистоту помыслов хозяев дома. Но в современном мире давно уже печи стоят не в каждом доме, поэтому и смысл постепенно забылся. Многим просто белая печь кажется неинтересной, поэтому нередко делают необычную роспись печей.

Для того чтобы расписать печь своими руками, не нужно быть великим художником. Сейчас достаточно правильно выбрать трафарет. Его можно найти в магазине – трафарет для росписи стен. Еще один вариант сделать трафарет рисунка для печки – найти любое изображение и распечатать на плотной бумаге. Трафарет закрепляется на поверхности печи с помощью клейкой ленты (либо, если трафарет «покупной», он уже имеет самоклеящуюся основу). Затем его переносят на поверхность с помощью цветного карандаша.

Нанести роспись на поверхность печки можно при помощи трафарета

Если первый раз сталкиваетесь с такой работой, лучше выбрать простой рисунок для русской печи. Лучшим вариантом могут стать национальные узоры: они будут гармонично смотреться на печи, к тому же состоят из отдельных простых элементов, которые легко можно освоить.

Раскрашивать узор можно с помощью побелки, к которой добавляется красящее вещество. Это может быть простая гуашь, но лучше приобрести акриловые краски, которые значительно лучше выдерживают высокую температуру.

Сам рисунок наносится с помощью обычных художественных кисточек разного размера.
После того, как рисунок на русской печке будет готов, не рекомендуется топить хотя бы два дня, чтобы краска могла просохнуть.

Фотогалерея

Облицовка печи

В старину в богатых домах печи покрывали изразцами, но сейчас они практически полностью вышли из употребления: для облицовки русских печей на дачном участке чаще используют плитку.

Облицовку печи также можно провести своими руками. Сначала со стенок удаляется слой штукатурки. Поверхность закрывают сеткой, закрепляют ее с помощью дюбелей. Затем наносится слой смеси цемента с глиной. Используя уровень, выравнивают поверхность, чтобы она получилась идеально гладкой. После этого печку хорошо протапливают, чтобы смесь «схватилась» и затвердела.

После этого можно переходить к облицовке поверхности. Плитка укладывается и закрепляется при помощи клеящей смеси. Во время облицовки печи не обойтись без такого инструмента как плиткорез – он понадобится для подрезки плиток. Последний этап работы – затирка швов. Для этого необходима специальная смесь, но можно использовать ту же, что использовалась для поклейки. На этом работы по облицовке считаются завершенными.

Достаточно приложить немножко усилий – и результатом будет красивая русская печка, которая станет не только «способом отопления», но и настоящей душой дачного дома.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector