Откос окна это фасад здания
Расширение оконного проема
Большая часть жилого фонда Москвы представлена многоквартирными домами, которые были построены еще в прошлом веке по типовым проектам. С течением времени представления владельцев квартир о том, каким требованиям она должна отвечать менялось, а сами квартиры от этого лучше не становились.
Дело в том, что типовые проекты домов разрабатывались для того, чтобы как можно быстрее обеспечить жильем огромное количество советских граждан, а удобство жилья (и тем более архитектурные изыски) стояло далеко не на первом месте. Это и стало причиной того, что с появлением новых возможностей собственники массово начали устраивать перепланировки в своих квартирах.
Расширение оконного проема, пример проекта перепланировки:
Наиболее популярными мероприятиями при перепланировке является устройство совмещенного санузла из ванной и уборной, объединение кухни и комнаты в кухню-гостиную и перепланировка перегородок, но встречаются и куда более интересные варианты перепланировок, об одном из которых мы и поговорим в этой статье – расширение оконного проема в квартире.
К расширению оконного проема прибегают в двух случаях: если в комнате объективно не хватает освещения и при банальном желании иметь большее окно, например, для улучшения вида из квартиры. Так как расширение оконного проема однозначно относится к перепланировке, то его в обязательном порядке придется согласовывать. Ниже мы поговорим о том, как это сделать.
Согласование расширения оконного проема
Согласование перепланировки (в том числе и с расширением оконного проема) в большинстве случаев начинается со сбора документов, которые нужно подать в Мосжилинспекцию для получения разрешения на начало ремонтных работ. Основными документами, которые вам потребуются для подачи в любом случае являются техпаспорт квартиры БТИ, проект перепланировки, свидетельство права собственности на квартиру и заявление.
Документы для перепланировки:
Кроме того, для согласования потребуется разрешение от ГУП ГлавАПУ (архитектурного управления города), так как расширяя оконный проем вы изменяете архитектурный облик здания.
Проект перепланировки разрабатывается на основании технического заключения о допустимости и безопасности планируемых работ. Техническое заключение можно заказать либо у автора проекта дома (если стена в которой расположен проем относится к несущим конструкциям), либо у частной проектной организации. К слову, второй вариант обойдется гораздо дешевле, но не всегда доступен.
После того, как вы собрали все необходимые документы и получили проект перепланировки, все эти бумаги можно подавать на рассмотрение в Мосжилинспекцию. Ждать решения по вашему вопросу придется в течение 45 календарных дней, после чего вы получите либо распоряжение на начало ремонтных работ, либо отказ с указанием причин этого отказа.
Распоряжение и отказ в перепланировке:
Отказ можно попробовать в суде, если вы считаете, что он был получен в результате ошибки, разрешение же на перепланировку будет действовать в течение года с момента выдачи. Если по каким-то причинам вы не успели выполнить все работы в этот срок можно подать заявление на продление разрешения на перепланировку. Продлевать разрешение можно неограниченное количество раз, но не более чем на месяц.
В некоторых случаях, расширенный оконный проем необходимо усиливать при помощи металлоконструкций. Так как проверить правильность усиления после отделки проема не получится, возникает необходимость в составлении актов освидетельствования скрытых работ. Заполняют эти акты представитель строительной компании, после чего их подписывает уже представитель организации проектной. Проектная и строительная организации должны иметь необходимые допуски СРО для заполнения этих документов. Кроме того, заполнение актов скрытых работ должно указываться в журнале выполнения ремонтных работ.
Акты освидетельствования скрытых работ:
После того как все работы окончены вам потребуется сообщить об этом в Мосжилинспекцию, которая вышлет на вашу квартиру своего сотрудника для участия в работе приемочной комиссии. Также в приемке квартиры после перепланировки будут участвовать представители строительной и проектной организации (если затрагивалось общедомовое имущество, то и представитель ДЕЗ).
Если все работы были выполнены согласно утвержденному проекту перепланировки, то владельцу квартиры выдается акт о завершенной перепланировке на основании которого вносятся изменения в технический паспорт квартиры БТИ. К слову, сотрудник БТИ также посетит вашу квартиру для обмеров и только после этого перепланировку можно считать завершенной
Акт о завершенной перепланировке:
Расширение оконного проема в домах различных типов
Данный раздел нашей статьи предназначен больше для строителей, однако и собственникам квартир будет не лишним ознакомиться с ним для лучшего понимания, происходящего при ремонте. Как вы могли догадаться, в разных типах домов имеются определенные нюансы при расширении оконного проема.
В панельных домах
Так, например, в некоторых панельных домах наружные стены включены в силовую схему здания, потому расширяя проем самовольно вы рискуете повредить арматуру, которая располагается в панели по периметру окна. Именно поэтому оконный проем необходимо усиливать при помощи рамы из металлоконструкций. Одним из наиболее популярных вариантов расширения оконного проема является демонтаж подоконного блока. Однако будьте внимательны – если ваш панельный дом построен после 2006 года, то расширить проем не получится, так как конструкция этих зданий на такое не рассчитана.
В монолитных домах
В монолитных домах крайне редко наружные стены относятся к несущим (как и большинство внутренних стен), потому, как правило усиления не требуется. То есть если наружная стена выложена допустим из пеноблока, то либо усиление не требуется, либо выполняется простейшая перемычка из металла которая выполняется функцию поддерживания верхней части пеноблочной стены над проемом. Обычно подобная перепланировка выполняется для панорамных окон.
Если же стена несущая, то усиление конечно же требуется, но это исключительно редкий случай встречавшийся в нашей практике буквально пару раз.
В кирпичных домах
Кирпичные дома можно разделить на два условных типа:
— дома с арочными перемычками из кирпича. Обычно это дореволюционные дома.
— дома с бетонными перемычками. Это и достаточно старый фонд и современные кирпичные дома.
Если рассмотрим дома с арочными перемычками из кирпича, то это самый сложный тип для расширения. Так как фактически необходимо расширять проем не только в ширину, но и в высоту, так вся надпроемная «замковая» или «клинчатая» часть также выбирается. Работы сложные, дорогостоящие, но при необходимости их можно выполнить.
В кирпичном же доме где верхняя часть оконного проема представлена бетонной перемычкой, которая удерживает конструкцию от осыпания, все значительно проще. При расширении проема в кирпичном доме или например при соединении двух окон в одно, необходимо предварительно заменить старую перемычку на новую (только большей по длине) и только после этого выполнять демонтажные работы по увеличению размеров проема.
Если вы планируете расширение оконного проема, то вам в любом случае потребуется разработка проекта перепланировки на чем уже более десяти лет специализируется наша компания. Если же у вас нет достаточного количества времени для ведения согласования перепланировки, то и тут мы можем предложить свои услуги, кроме того, мы выполняем физические работы по устройству новых и расширению существующих проемов в несущих стенах и простенках.
Как читать фасады домов
Архитектурно-историческая шпаргалка
- Зачем построен этот дом?
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А — Г
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д — З
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И — Н
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О — С
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т — Я
О — Облом. Оконница
Обломы (мулюры, профили) — архитектурные элементы, расположенные по горизонтали на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах, базах колонн для усиления декора. Иногда обломы размещают также по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (на архивольтах арок) или ломаной линии (обрамления порталов, окон).
- Вал в поперечном сечении представляет собой полуокружность или четверть окружности. А вогнутый профиль называется выкружкой. Подобными деталями декорируют базы и капители колонн.
- Каблучок также состоит из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; а обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) — в базах колонн, цоколях.
- Полка — горизонтальный, прямоугольный в сечении выступ в базе колонны, карнизе и т.д.. Иногда полку используют для защиты от осадков.
Оконница — оконный переплет, в который вставляют куски слюды или стекла, связанные свинцовыми скрепами (например, в виде металлической решетки). Боковая поверхность оконного проема называется откос, щека или плечики. При этом щеками называют параллельные откосы бойниц или узких окон. А плечиками — трапециевидные откосы, расходящиеся внутри помещения (в такое окно можно просунуть только голову, хотя в проеме стены поместятся и плечи). Обычно оконный или дверной проем обрамляет наличник в виде накладных фигурных планок. Функционально он прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.
Обычно окна имеют прямоугольную форму. Но, например, в готических и романских постройках нередко делают круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка (роза). А в эпоху барокко появились овальные окна — «бычий глаз». Двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном называется венецианским. А арочное окно, разделенное вертикальными перемычками на три части — итальянским.
Нередко можно увидеть мансардное окно в скате крыши или куполе (люкарну). Его рама обычно стоит в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает ее. Люкарну используют не только для освещения, но и как часть декора.
А в утилитарный целях к домам пристраивают неотапливаемое застекленное с 2-3 сторон помещение — веранду. В отличие от террасы, веранда всегда остеклена.
П — Портик
Портик — ряд колонн перед фасадом здания под одним антаблементом и фронтоном (или только антаблементом). Открытый с одной стороны, с противоположной стороны портик ограничен стеной. Обычно портик объединяет 2 (дистиль), 4 (терастиль), 6 (гексастиль) или 8 (окстастиль) колонн. Нередко за портиком скрывается портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Р — Ризалит
Ризалит — выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания.
С — Свод. Сень
Свод — перекрытие, опирающееся на стены или точечные опоры. Нижнюю часть свода называют пятой свода. Очень долго строительство куполов (перекрытия в виде полусферы) было сложной задачей. Но с изобретением парусов (тромпов) она стала решаемой. Паруса обеспечивают переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Они имеют форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок.
Внутри свод может быть украшен плафоном (произведением монументально-декоративной живописи или скульптуры) или кессонами (квадратными или многоугольными декоративными углублениями).
Снаружи свод покрывает кровля. Скаты (наклонные поверхности) кровли встречаются в ендове (месте пересечения), и в зависимости от количества скатов, их формы и угла могут образовывать клинчатую кровлю (остроугольную двухскатную крышу), вальмовую крышу (четырехскатную кровлю с треугольными скатами по торцовым сторонам), шатер или палатку (четырехгранную, восьмигранную или многогранную пирамиду), бочку (кровлю с плавными криволинейными скатами и расширением в нижней части) или крещатую бочку, образуемую двумя взаимно пересекающимися бочками.
Для защиты нижележащих стен от осадков делают капельники (специально загнутые края кровли) и полицы на шатровых крышах (вынос кровли).
В крыше могут быть устроены окна (слухи), но чаще на чердаке устраивают жилое помещение — мансарду. Двухскатная крыша мансарды состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. И сейчас его именем называют любое чердачное помещение.
Конечно, крыши зданий украшают. Чаще всего с помощью антефикса (украшения у карниза в виде гирлянд из стилизованных пальмовых листьев или плитки с рельефом) и пандатива (скульптурного украшения на вершине свода).
Сень (балдахин) — богато украшенный навес на поддерживающих столбах. Над окнами обычно делают декоративные валики — бровки или полки. Они также служат для отвода воды. А полка над дверью называется лобик. При этом перемычка дверного проема может оставаться арочной.
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Нюансы замены окон в многоквартирном доме раскрывают эксперты Премии «Оконная компания года»
Не секрет, что замена окон оказывает влияние на архитектуру всего объекта. Если вы планируете установить новые окна в многоквартирном доме, сначала стоит обратить внимание на их форму и цвет. Если вы выберете по этим параметрам отличные от соседских конструкции, это скажется на внешнем виде здания, в котором вы живете, и может вызвать недовольство УК. Ещё более строго следят надзорные органы за историческими зданиями. Самовольная замена может привести к штрафам и предписанию восстановить прежний облик остекления. О чём стоит помнить, приступая к замене окон в многоквартирном доме, расскажут эксперты Премии «Оконная компания года» (WinAwards Russia) по версии tybet.ru.
Архитектурный взгляд на замену окон
Окна, как средство выражения, являются частью всего здания и оказывают очень сильное влияние на визуальное восприятие фасада. Архитектор в процессе проектирования здания с помощью таких приёмов, как глубина установки, ритм расположения окон, ширина фрамуги, цвет, материал — влияет на восприятие объекта и достижение желаемого эффекта.
Замена окон – это не только решение о том, как улучшить технические параметры остекления. Не менее важным моментом являются какие-либо изменения размера, подразделений и формы. Такие решения, на самом деле, не только влияют на наш комфорт и дают ощущение перемен, но и на внешний вид фасада здания, а в более широком контексте – на архитектуру города.
При замене окон в многоквартирном доме наилучшим решением является сохранить оригинальную версию конструкций в плане раскладки и оставить профиль на фасаде того же цвета. Таким образом, сохраняется остекление в соответствии с замыслом архитектора и не нарушается эстетика здания, а также района или квартала, где оно расположено.
Ведущий менеджер компании «ОКНА ДОМКОМ» Кукушкина Ольга рассказала: «Работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в Москве приобрели в последнее время достаточно массовый характер, однако при проведении таких работ замена окон не входит в перечень обязательных. Поэтому одновременно с ремонтом и утеплением фасада дома жильцы принимают решение о замене существующих, чаще всего, еще деревянных конструкций, на современные пластиковые или алюминиевые, в случае остекления балкона, за свой счет. Не смотря на то, что окна в многоквартирном доме нельзя отнести к общему имуществу, владелец квартиры должен при установке ориентироваться на внешний облик здания, сохранив при замене единый стиль остекления».
Законодательный взгляд на замену окон
Согласно строительному законодательству, обычная замена окон (в тех случаях, когда размер, форма и цвет оконных рам не меняется) не требует получения разрешении на строительство или даже уведомления компетентного органа. Такой процесс рассматривается как текущее обслуживание, даже если квартиросъёмщик изменит материал, из которого изготовлено окно, например, деревянные окна заменит на пластиковые.
Ситуация отличается, когда жилец хочет изменить, например, размер окна. Такие строительные работы представляют собой реконструкцию здания, и поэтому их проведение требует получения разрешения на строительство. Такая замена остекления берётся на учет строительной инспекцией. Строительный надзор не будет иметь претензий только тогда, когда работа осуществляется на основании разрешения на строительство.
Для надзорных органов важными являются технические соображения:
- осуществляется ли установка нового окна в соответствии со строительными нормативами;
- правильно ли установлена оконная конструкция;
- не ставит ли остекление под угрозу безопасность людей.
Этот перечень означает, что эстетические проблемы, и, таким образом, последовательность делений окна по всему зданию или их цвет, по-прежнему выходят из-под контроля. С этим вопросом лучше могут справиться управляющие компании или жилищные кооперативы.
Виталий Анисимов, инженер-конструктор компании «Динал», отметил: «Определенной проблемой является сохранение архитектурного облика жилых домов, имеющих историческую либо архитектурную ценность, но не являющихся при этом памятниками архитектуры. Замена окон в таких домах не требует каких-либо согласований в отделе архитектуры и градостроительства, а также с надзорными органами. Однако, изменение конфигурации окна, например, в угоду удешевлению, способно достаточно сильно изменить эстетическое восприятие здания и нарушить его целостность, как объекта архитектуры. Не стоит забывать о том, что жилое пространство не ограничивается стенами одной отдельно взятой квартиры: к жилому пространству относится и придомовая территория, улица, квартал. И всем нам хочется жить в красивой, гармоничной городской среде. Поэтому при выборе окна, его конфигурации и цвета переплетов следует обращать внимание на первоначальный вид окон в жилом доме и повторять его в новых изделиях».
Европейский опыт
В некоторых европейских странах предусмотрен регламент на замену окон в многоквартирном доме. Члены кооператива могут рассчитывать на 30% рефинансирование затрат на замену оконных конструкций. Но деньги можно получить только тогда, когда новые окна отвечают условиям, содержащимся в регламенте.
После замены остекления, представителями ЖК осуществляется контроль и, если окна отличаются от прописанных в Правилах, рефинансирования не будет. Этот метод не только заботится о том, чтобы окна имели соответствующие технические параметры, но и эстетические. Меньше возможности контроля в отношении лиц, не являющихся членами кооператива, но они также подпадают под действие Правил, потому что они живут в одном здании.
Опыт российских оконщиков
Российские жители многоэтажек также могут извлечь выгоду из коллективного остекления. Некоторые оконные компании предлагают промо-акции для новосёлов или переостекления дома. Соседи, решившиеся коллективно на замену остекления, в зависимости от числа участников могут сэкономить от 10 до 20 процентов на сумме всех заказанных пластиковых окон.
Эксперт компании «ОКНА ДОМКОМ» рассказала: «В нашу компанию часто обращаются клиенты, которые на общем собрании жильцов дома приняли решение заменить окна в своем доме, объединив свои заказы на остекление. При таком «коллективном» обращении специалисты компании предложат заказчикам единый стиль и конфигурацию остекления, а также особые условия по оплате такого заказа, рассмотрев каждое обращение индивидуально, вне специальной акции, в зависимости от объема заказа, сэкономить при этом удается также на стоимости доставки».
Помимо экономии на ПВХ-конструкциях, совместная установка окон имеет ряд других преимуществ. Во-первых, даст визуально привлекательный, аккуратный и целостный облик фасада многоквартирного дома. Во-вторых, соседи не будут возмущаться, как обычно, шумом во время ремонтных работ, поскольку монтаж и демонтаж окон обычно проходит одновременно. И даже в качестве бонуса некоторые компании обещают – шампанское за счёт установщика окон.
Остекление исторических зданий – на особом контроле
Наибольшая возможность контролировать замену окон – в случае исторических зданий, которые находятся в зоне объектов культурного наследия, потому что важно сохранить каждый элемент, в том числе в отношении системы открывания, размера и формы оконных проемов, раскладки оконных стекол, декоративных деталей и так далее. В этом случае в обязательном порядке необходимо получить разрешение на строительство. Для этого, прежде всего, следует получить документацию организации, ответственной за сохранение исторических памятников.
Александр Морозов, технолог компании «Тульский завод светопрозрачных конструкций» (ТЗСК), подчеркнул: «Остекление исторических зданий – это достаточно сложный процесс, требующий опыта, специальных знаний и применения особых технологий. Перед специалистами стоит задача – использовать приемы в стилистике, чтобы фасад здания с его уже имеющимися структурными элементами и современное остекление полностью гармонировали друг с другом».
Самый простой способ, когда все здание подлежит модернизации. Необходимо получить разрешение на работу по реновации исторической недвижимости. Как и в случае памятников и зданий культурного наследия, наиболее важным является сохранение первоначальных подразделений окон и деталей конструкции, неизменными должны остаться перемычки, водоотливы, наличники, ставни и прочие аксессуары. Также определяется цвет, но всегда он должен быть согласован по всему фасаду.
Планируя заменить исторические окна, стоит ознакомиться также с локальным планом зонирования, потому что там могут быть прописаны требования к внешнему виду окон в зданиях, расположенных в районе, охваченном планом. Если владелец проигнорирует эту процедуру и вдобавок установит несоответствующие окна, орган по охране исторического наследия может вынести решение о восстановлении в прежнем состоянии. В некоторых случаях можно проводить процедуру легализации существующего состояния остекления, но не всегда.
«Оконная конструкция не должна вступать в диссонанс с той исторической эпохой, когда было возведено здание. И в то же время здание должно иметь вид современного. Например, часто применяется тонировка стекол, а на больших плоскостях остекления используются псевдоисторический декор и прием комбинирования простого по дизайну фасада с активным декоративным оформлением проемов окна», – отметил эксперт компании «Тульский завод светопрозрачных конструкций».
Проверки по замене исторических окон не проводятся с особой тщательностью, однако управляющий орган обязан реагировать на все сообщения о нарушениях, которые к нему поступают. Ситуации, когда установлены неправильные окна, всегда рассматриваются в индивидуальном порядке, но если очевидно, что это сделано намеренно, эксперт не будет мучиться угрызениями совести.
Надо признать, что осведомленность в этой области растет, отчасти из-за возможности получения грантов на реконструкцию исторического здания, как и появление на рынке новых оконных конструкций специального назначения. Как известно, в большинстве случаев при реконструкции исторических зданий пластиковые окна не вступают в игру. Однако и для данного случая производители профильных систем предусмотрели выход. Разработаны специальные системы накладок для исторических окон, которые позволяют сохранить первоначальный облик оконной конструкции, передавая её эстетическую ценность и даже фактуру материала, одновременно повышая технические характеристики остекления.
О Премии
Российская профессиональная Премия «Оконная компания года» (WinAwardsRussia) проводится второй раз.
Цель Премии – показать возможности и направления развития отрасли светопрозрачных конструкций в России. Определить и популяризировать в обществе лучшие компании, продукты, услуги на рынке СПК. Стимулировать индустрию к качественному профессиональному росту, надежности и ответственности перед потребителями.
Учредитель и организатор: интернет-портал tybet.ru.
Официальные партнеры Премии: «Национальный оконный союз», НИИСФ РАСН, НИУ «Высшая школа экономики», ФИОП (группа «РОСНАНО»), «Межрегиональный институт окна», НП «Экологический Союз» (маркировка «Листок жизни»). Отраслевой партнер – Международный форум производителей СПК STiS.