Anodtorgmet.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откосы траншей при прокладке трубопроводов снип

Откосы траншей при прокладке трубопроводов снип

1. В пункте 4.10 утратившего силу СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения требования к выбору оснований под трубы сформулированы более конкретно:

«Тип основания под трубы необходимо принимать в зависимости от несущей способности грунтов и нагрузок:

  • Во всех грунтах, за исключением скальных, плывунных, болотистых и просадочных I типа, необходимо предусматривать укладку труб непосредственно на выровненное и утрамбованное дно траншеи (то есть на естественное основание — см. пункт 2.1 СП 129.13330.2011 Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации и свод правил СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты — прим.);
  • В скальных грунтах необходимо предусматривать укладку труб на подушку толщиной не менее 10 см из местного песчаного или гравелистого грунта, в илистых, торфянистых и других слабых грунтах — на искусственное основание» (см. также аналогичные требования пункта 11.30 СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения).

2. Подробные требования к основаниям трубопроводов, справедливые для всех подземных канализационных сетей, сформулированы в пунктах 3.34 — 3.50 Технических указаниях по проектированию и строительству дождевой канализации (документ является ссылочным в пункте 8.3.1 СП 401.1325800.2018 «Здания и комплексы высотные. Правила градостроительного проектирования»:

  • «3.34. Тип основания под водосточные водопроводы выбирают в каждом конкретном случае, исходя из геологических и гидрогеологических условий места строительства, размеров и конструкций трубопроводов, действующих нагрузок.
  • 3.35. Трубопроводы укладывают либо непосредственно на грунт, либо на искусственное основание.
  • 3.36. Трубы, как правило, укладывают на естественное основание. Однако при недостаточной несущей способности грунтов (нормативное сопротивление грунтов ниже 1,5 кг/м2), залегающих под трубопроводами, появляется необходимость в устройстве искусственного основания.
  • 3.37. Естественными основаниями для труб могут служить: средние и крупнозернистые пески, супеси в сухом состоянии, мелкий и крупный гравий, песок в смеси со щебнем или галькой, глины и тяжелые суглинки при отсутствии в их толще водоносных прослоек, а также скальные и близкие к ним по крепости породы.
  • 3.38. При укладке труб на грунт необходимо, чтобы он на дне траншеи оставался в естественном (ненарушенном) и сухом состоянии. Ложе под трубы больших диаметров устраивают одновременно с их укладкой таким образом, чтобы оно было хорошо выровнено и труба на всем своем протяжении плотно соприкасалась с грунтом ненарушенной структуры не менее чем на 1/4 окружности.
  • 3.39. В скальных грунтах трубы укладывают на песчаную подушку толщиной не менее 100 мм.
  • 3.40. В просадочных грунтах все трубы укладывают непосредственно на грунт, уплотненный на глубину 200-250 мм, с предварительным замачиванием грунта водой.
  • 3.41. В водонасыщенных грунтах, хорошо отдающих воду, трубы укладывают на слой щебня, гравия и крупного речного песка толщиной 150-200 мм с дренажными лотками для отвода воды.
  • 3.42. Искусственные основания под трубопроводы выполняют: песчано-гравийные, щебеночные, бетонные, железобетонные и обоймы усиления. Бетонные и железобетонные основания могут быть монолитными или сборными.
  • 3.43. В илистых и торфянистых грунтах, в плывунах и других слабых грунтах устраивают свайные основания (ростверки) под трубы всех диаметров, а стыки труб заделывают эластичными материалами.
  • 3.44. Если под трубопроводом находятся грунты с нормативным сопротивлением (не менее 1 кг/см2), но с возможной неравномерной осадкой (свеженасыпанные грунты, места контакта грунтов с резко различающимися физико-механическими свойствами), то устраивают монолитное железобетонное основание.
  • 3.45. Размеры бетонных оснований необходимо принимать из условия обеспечения устройства бетонного стула с углом обхвата труб не менее 90° и давления на грунт в пределах допускаемых величин.
  • 3.46. Сборные железобетонные основания, состоящие из блоков БО-3 и БО-4, применяют при укладке труб диаметром 3000-3500 мм. НИИМосстроем разработана конструкция полносборного основания под трубы диаметром 2000-3500 мм, состоящая из двух типовых элементов — поперечных балок и рандбалок.
  • 3.47. Для прокладки водостоков на глубине, превышающей допустимую высоту засыпки, можно использовать трубы нормальной прочности с устройством железобетонного основания (обоймы).
  • 3.48. Обоймы усиления устраивают также при укладке трубопровода под дорогами, если засыпка под трубой составляет менее 700 мм.
  • 3.49 При укладке трубопровода из железобетонных колец длиной 1000-1500 мм устройство бетонной подготовки является обязательным во всех случаях, прежде всего для надземного перекрытия стыков снизу.
  • 3.50 Основные конструктивные решения по прокладке подземных безнапорных трубопроводов приведены в типовом проекте Серия 3.008.9-6/86 «Подземные безнапорные трубопроводы из асбестоцементных, керамических, пластмассовых и чугунных труб. Выпуск 0. Материалы для проектирования» и типовом проекте серии 3.008-4 «Сборные железобетонные безнапорные круглые трубы», вып. 1».

3. Таким образом, при проектировании наружных канализационных трубопроводов расчёт основания требуется только для искусственных оснований, необходимость в которых вызвана низким нормативным сопротивлением естественного грунта (см. также пункты 9.2.1 — 9.2.3 СП 66.13330.2011 Проектирование и строительство напорных сетей водоснабжения и водоотведения с применением высокопрочных труб из чугуна с шаровидным графитом). Указания по расчёту оснований зданий и сооружений содержатся в разделе 5 СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений и СП 50-101-2004 Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений.

4. Без проведения расчётов и конструирования основания, кроме вышеуказанной Серии 3.008.9-6/86 , возможно воспользоваться следующими материалами:

  • Альбом СК 2108-92 «Альбом СК 2108-92. Подземные напорные трубопроводы из пластмассовых труб. Материалы для проектирования»;
  • СК-41/11 Конструкции безнапорных трубопроводов дождевой и хозяйственно-бытовой канализации с применением гофрированных труб из полипропилена с двухслойной стенкой «Pragma» (http://tk-i.ru/wp-content/uploads/2014/10/PipeLife_solution_for_pipes.pdf);
  • Альбом СК 2111-89 Подземные безнапорные трубопроводы из асбестоцементных, керамических и чугунных труб. Материалы для проектирования;
  • СК 2417-06 «Конструкции безнапорных трубопроводов хозяйственно-бытовой и дождевой канализации с применением труб из полиэтилена с двухслойной профилированной стенкой «Корсис»»( http://integra-chita.ru/all_docs/docs20091222095457.PDF);
  • Альбом СК 2103-84 Подземные безнапорные трубопроводы из пластмассовых труб. Материалы для проектирования ;
  • Альбом СК 2104-86 Подземные напорные трубопроводы из асбестоцементных и чугунных труб. Материалы для проектирования;
  • Альбом СК 2101-84 Конструкции трубопроводов из напорных железобетонных труб Ду= 500 — 1600 мм. Материалы для проектирования;
  • Альбом ПС-347 Подземные безнапорные трубопроводы из спиральновитых полиэтиленовых труб Dу = 600 — 1800 мм. Материалы для проектирования;
  • Альбом СК 2102-89 Конструкции безнапорных трубопроводов хозяйственно-бытовой и дождевой канализации с применением железобетонных труб Ду = 400 — 3500 мм. Материалы для проектирования;
  • Альбом ПП 16-12 Прокладка сетей канализации на искусственном основании.

6. Рекомендуем обратить внимание на следующие материалы:

СП 31.13330.2012 — Страница № 56

3 При обосновании, допускается футляры и водонесущие сети выполнять из полимерных труб повышенной прочности.

Таблица 26 — Расстояния между трубами при прокладке в грунтах различного вида

Вид грунта (по номенклатуре СП 35.13330)

Грунт крупнообломочной породы, песок гравелистый, песок крупный, глины

Песок средней крупности, песок мелкий, песок пылеватый, супеси, суглинки, грунты с примесью растительных остатков, заторфованные грунты

Читать еще:  Кирпич ручной формовки водопоглощение

Давление, МПа (кгс/см 2 )

Расстояния в плане между наружными поверхностями труб, м

11.52 Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожного пути или от покрытия автомобильной дороги до верха трубы, футляра или туннеля должно приниматься согласно СП 42.13330.

Заглубление трубопроводов в местах переходов при наличии пучинистых грунтов должно определяться теплотехническим расчетом с целью исключения морозного пучения грунта.

11.53 Расстояние в плане от обреза футляра, а в случае устройства в конце футляра колодца — от наружной поверхности стены колодца должно приниматься:

при пересечении железных дорог — 8 м от оси крайнего пути, 5 м от подошвы насыпи, 3 м от бровки выемки и от крайних водоотводных сооружений (кюветов, нагорных канав, лотков и дренажей);

при пересечении автомобильных дорог — 3 м от бровки земляного полотна или подошвы насыпи, бровки выемки, наружной бровки нагорной канавы или другого водоотводного сооружения.

Расстояние в плане от наружной поверхности футляра или туннеля следует принимать не менее:

3 м — до опор контактной сети;

10 м — до стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающего кабеля к рельсам электрифицированных дорог;

30 м — до мостов, водопропускных труб, туннелей и других искусственных сооружений.

Примечание — Расстояние от обреза футляра (туннеля) следует уточнять в зависимости от наличия кабелей междугородной связи, сигнализации и др., уложенных вдоль дорог.

11.54 Внутренний диаметр футляра следует принимать при производстве работ: открытым способом — на 200 мм больше наружного диаметра трубопровода; закрытым способом — в зависимости от длины перехода и диаметра трубопровода согласно СП 48.13330.

Примечание — В одном футляре или туннеле допускаются укладка нескольких трубопроводов, а также совместная прокладка трубопроводов и коммуникаций (электрокабели, связь и т.д.).

11.55 Переходы трубопроводов над железными дорогами должны предусматриваться в футлярах на специальных эстакадах с учетом требований 11.53 и 11.57.

11.56 При пересечении электрифицированной железной дороги должны быть предусмотрены мероприятия по защите труб от коррозии, вызываемой блуждающими токами.

11.57 При проектировании переходов через железные дороги I, II и III категорий общей сети, а также автомобильные дороги I и II категорий должны предусматриваться мероприятия по предотвращению подмыва или подтопления дорог при повреждении трубопроводов.

Как проводится устройство дренажной системы на основе СНиП? Проект и смета

Возведение дренажной системы считается незаменимым этапом во время стройки любого частного дома, поэтому данный процесс всегда должен основываться на основных требованиях СНиП. Именно дренаж, который удовлетворяет всем правилам, сумеет предотвратить негативное воздействие осадков и грунтовых вод на сооружение (в этом и заключается его главная функция).

А игнорирование нормативных документов часто приводит к подтоплениям и другим серьёзным неприятностям.

  1. Строительные нормы и правила проведения дренажа
  2. Проектирование дренажной системы
  3. Что должен содержать проект?
  4. Что должна включать в себя смета?
  5. Устройство водоотведения

Строительные нормы и правила проведения дренажа

СНиП («Строительные нормы и правила») – определённые своды, фиксирующие запросы различных государственных организаций касательно обустройства канализации, водоотвода, разнообразных построек и иных инженерных сооружений.

В данном документе непременно учитываются детальные эргономические, финансовые, архитектурные, а также технические параметры, которые необходимы выполнить.

Фактически центральным документом считается СП 104.13330.2012 – последняя действующая редакция СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления». Но там крайне мало информации насчёт упомянутых систем, необходимых для защиты малоэтажных зданий. Хотя существует другой похожий акт – «Руководство по проектированию дренажей» составленное Москомархитектурой в 2000 году, где отражено масса полезных сведений.

Согласно п .5.25 СНИП, классическая дренажная система из горизонтальных канав используется для осушения территорий с 1 и 2-этажной застройкой, защиты соседских путей и других коммуникаций от подтопления. Но подобные рекомендации охватывают только стандартные варианты. Применительно к конкретному частному дому такой совет нельзя считать целесообразным, ведь канава на участке займёт много место и будет представлять потенциальную опасность.

Задуманное строительство дренажной системы непременно должно базироваться лишь на качественных материалах. Главные требования отражены в государственных актах:

  • ГОСТ 8411-74 – трубы из керамики и прочие технические детали;
  • ГОСТ 1839-80 – муфты асбестоцементные для безнапорных труб.

Справка! Обычно проектирование рассматриваемой системы происходит в соответствии с запросами обновлённой редакции СНиП 2.06.15-85. Лишь иногда учитывается текст из дополнительных пунктов. Например, для расположенных на территории столицы специфических объектов должно ссылаться на рекомендации Москомархитектуры.

Проектирование дренажной системы

Если ссылаться на СНиП 2.06.15-85, то там отражены строгие требования относительно проектной и дополнительной сметной документации.

В итоге подготовка всего процесса в плане бумаг выполняется в 3 привычных этапа:

  1. осмотр и оценка объекта;
  2. создание будущего проекта;
  3. формирование готовой сметы.

До начала установки дренажа стоит осуществить разработку схему будущей системы. Главное назначение сводится к подробному описанию фундаментальных свойств используемого дренажа.

Поэтому для правильного проектирования надёжной системы нужно иметь на руках техническое заключение профессионалов о естественных условиях строительства, а также детальная схема территории со всеми зданиями (масштабом 1:500) и разрезы фундаментов сооружений, расположенных на конкретной территории.

Все упомянутые шаги предстоящего сооружения необходимо подготовить именно для максимально корректного выбора необходимого типа дренажной системы, закупаемых для ремонтных работ материалов, прочих комплектующих и оборудования, расчёта параметров и центральных характеристик. Порой результаты перечисленных изысканий упоминаются в проекте ради аргументации действительно нетиповых решений.

Что должен содержать проект?

В первую очередь возведению дренажа должна предшествовать предварительная разработка проекта всей системы. Схематическое сооружение создают, отталкиваясь от инженерных гидрологических наблюдений в границах рассматриваемого участка. Подобный этап требуется ради подробного описания фундаментальных характеристик будущей дренажной системы.

Получается, что теоретически в проекте обязательно должны присутствовать следующие параметры:

  • детальное изображение укладки дренажных труб (отдельно поверхностных систем и глубинных аналогов);
  • расчётные нюансы дрен (сечение, уклон, зоны устьевой части, глубина закладки и смежное расстояние);
  • параметры незаменимых элементов дренажной системы (колодец, крепежи, соединительные составляющие);
  • полный список необходимых материалов или инструментов, которые необходимы для профессионального монтажа конструкции.

Внимание! Согласно стандартам, проект должен включать в структуру такие факторы, как ландшафт, статистика объема осадков, которые выпадают за год, особый состав и химические особенности почвы, а также уровень грунтовых вод.

В конечном варианте подготовленная схема дренажа существенно поможет произвести точный расчёт используемых строительных материалов, продумать смету и одобрить проект в госучреждениях по всем нормам.

Что должна включать в себя смета?

По умолчанию, любая типичная смета идеально отражает финансовые траты на обустройство дренажа. Во время её планирования берётся в учёт актуальные тарифы материалов, незаменимые составляющие оборудования и цены за проведение строительных работ. Перечисленные вещи закупают ровно в том количестве, которое изначально предусмотрено конкретным проектом.

Читать еще:  Как класть кирпич для канализации

Вдобавок дополнительно непременно стоит приплюсовать деньги на проведение работ, вроде:

  • предварительной подготовки локаций (демонтаж разнообразных покрытий и выкорчевывание растений, уборка);
  • земляные работы (необходимое обустройство рвов, заготовка шахт, засыпка траншей и выравнивание почвы);
  • сборка дренажа (прокладка труб, сборка и последовательное соединение, фиксация смотровых колодцев и фильтров).

Разработку дренажных систем с нуля, но всё равно по требованиям СНиП для объектов можно реализовать абсолютно любой сложности и назначения. Так или иначе, при возведении конструкции составляется единая смета, которая состоит из итоговой цены на операции по:

  • демонтажу фундаментов из железа и бетона;
  • прокладыванию трубопровода канализации;
  • созданию траншей в грунте (глубиной 2 м);
  • установке прочных креплений вдоль ширины;
  • укладке гидроизоляции из полимерной плёнки;
  • монтажа поперечного дренажа (двусторонний выпуск);
  • подготовке почвы под посёвы (толщиной до 20 см);
  • засыпки основы под трубопроводы из щебня;
  • фиксации водосборных коммуникаций;
  • укреплению подстилающих слоёв и набетонок;
  • ручного посёва газонов и других насаждений.

Опираясь на советы, указанные в СНИП, для создания типичной дренажной конструкции разрешено брать керамические, полимерные, асбоцементные и железобетонные трубы.

А фильтры из пористого цемента можно применять только в неагрессивных относительно бетона грунтах и воде.

Обычно для устройства данной системы включает в себя такие стандартные материалы, как щебень, песок, геотекстиль и смотровые колодцы.

Устройство водоотведения

Когда с подготовительными этапами закончено, стоит переходить непосредственно к процессу практической фиксации дренажа. Лучше и надёжнее всего привлекать к процедуре настоящих специалистов, которые имеют опыт и предоставляют гарантии за результат своей работы.

По правилам любые действия по установке состоят из нескольких этапов:

  1. Выкапывание траншеи глубиной почти 70 см шириной 50 см. Ров должен находиться на склоне, чтобы собранные воды выводились за границы обозначенной территории через трубы.
  2. Дно траншеи заранее выкладывается специально отобранным гравием и максимально плотно утрамбовывается. Затем на эту подушку помещаются перфорированные гофротрубы с диаметром 100 мм.
  3. Важно всё время соблюдать рекомендуемый уклон (2-3 см на каждый метр), а трубы оборачиваются специальной геотканью, что априори предотвращает случайное попадание посторонних частиц внутрь.
  4. В финале всей процедуры дренаж покрывается толстым слоем керамзита или иного материала, который априори должен хорошо пропускать воду и потом вновь идёт обратная засыпка грунтом.

Таким образом, на участке образуется полноценная дренажная система, которая эффективно собирает осадки и талые воды, иначе, без дополнительной преграды, они просто стекали бы вниз по склону.

Сам монтаж дренажной системы выполняется согласно конкретным правилам, которые прописаны на законодательном уровне. Задуманная конструкция описается в техническом плане не только на СНиП, но и ГОСТ 1839-80, что отражается в основных нормативах.

Важно! Во время настройки дренажа следует учитывать местонахождение других коммуникаций. Например, при стандартной высоте труб в 50 мм, нужно чтобы отрезок между подземной сетью электричества или канализацией должно составлять минимум 15 см.

Дополнительно стоит взять на заметку главные правила, по которым устраивают дренаж максимально точно. Обезопасить практически на 100% сооружения и насаждения от избытка влаги можно, зная различные нюансы устройства классического дренажа:

  1. Закрытая система всегда подразумевает уклон, чьё направление следует к водоприёмнику, а значение напрямую зависит от типа грунта.
  2. Когда углубление покрывается на дне слоем из щебня, поверх опять выкладываются дрены, затем система засыпается повторно.
  3. Необходимо обустроить всё так, чтобы сточные воды собирались в коллекторе и впоследствии перемещаются в водоприёмник.
  4. Контроль над непрерывной работой дренажной системы происходит при помощи наличия смотровых колодцев.

Если система дренажа изначально установлена правильно, то уровень грунтовых подземных вод не будет выше допустимого значения, а, наоборот, начнёт постепенно снижаться.

Данный процесс неизменно приведёт к повышению уровня плодородия. Но вот когда дренаж вовсе отсутствует, то это чревато перенасыщением грунта влагой, что оказывает негативное воздействие на постройки.

Проектирование конструкции дренажа обязано происходить исключительно на базе качественных материалов, иначе даже идеальный проект и смена не будут гарантировать надёжный итог.

Почти все главные требования отражены в упомянутых государственных стандартах, поэтому без СНиП-дренажа и грамотных специалистов, велик риск допустить много ошибок, которые повлекут за собой негативные последствия и создадут массу трудностей в плане эксплуатации в дальнейшем.

Свод правил СП 86.13330.2014 «СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы» (стр. 34 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

материалы от разобранных дорожных покрытий следует складывать в специально отведенных местах на сооружаемом переходе.

17.2.6 Ширина траншеи для защитного футляра, определяется в соответствии с требованиями проекта, но не менее ширины траншеи в соответствии с требованиями 8.1.6.

17.2.7 Защитный футляр следует сваривать по аттестованной технологии из отдельных труб с усиленной изоляцией или секций.

После сварки все стыки футляра должны быть проконтролированы визуальным, измерительным, а также радиографическим методами по нормам таблиц А.1.1 и А.1.2, А.2.1 и А.2.2 приложения А (уровень качества С или участки категорий III-IV).

17.2.8 В траншею с незакрепленными стенками защитный футляр следует укладывать при помощи кранов-трубоукладчиков соответствующей грузоподъемности с использованием мягких полотенец.

17.2.9 Защитный футляр, уложенный на дно траншеи, следует засыпать в пределах насыпи дороги грунтом с послойным уплотнением.

Чтобы предотвратить повреждения изоляционного покрытия футляра следует выполнять предварительную присыпку его мелкозернистым грунтом. Присыпка должна вестись одновременно с двух сторон для устранения возможного сдвига защитного футляра с оси трубопровода. Присыпку производить с трамбовкой грунта в пазухах во избежание овализации футляра.

Засыпку защитного футляра следует осуществлять в пределах насыпи дороги, а затем по всей его длине.

За пределами земляной насыпи грунт под футляром должен быть уплотнен до величины не менее 0,9 естественной плотности грунта.

При этом следует учитывать возможную осадку грунта в процессе эксплуатации дороги и насыпать верхний слой несколько выше полотна дороги.

Степень уплотнения грунта рабочего слоя автодороги должна соответствовать требованиям СП 34.13330.

17.2.10 В водонасыщенных грунтах прокладка футляра должна производиться с предварительным водопонижением грунтовых вод и с креплением стенок траншеи.

17.2.11 При прокладке защитного футляра в мерзлых грунтах открытым способом должна быть выполнена подсыпка и обсыпка футляра талым минеральным грунтом с уплотнением его в основании траншеи во избежание просадки, а также в пазухах во избежание овализации при окончательной засыпке. Работы должны производиться при отрицательных температурах.

17.2.12 При прокладке футляра под дорогами допускается отклонение его оси от проектных положений:

по вертикали — не более 5% глубины заложения футляра за пределами насыпи с соблюдением проектного уклона;

Читать еще:  Водопоглощение кирпича полнотелого одинарного

по горизонтали — не более 1% длины футляра.

17.2.13 Перед укладкой рабочей плети в футляр необходимо произвести первый этап гидравлических испытаний трубопровода в соответствии с разделом 19.

17.2.14 Укладку рабочей плети в футляр следует осуществлять проталкиванием или протаскиванием.

Режимы (скорость, смазка опорных элементов и т. п.) проталкивания или протаскивания плети определяются в ППР.

17.2.15 После сварки с прилегающими участками магистрального трубопровода производится второй этап гидравлических испытаний в соответствии с разделом 19.

17.3 Закрытый способ прокладки защитного футляра

17.3.1 Прокладка футляра через дороги закрытым способом должна осуществляться:

продавливанием — для трубопроводов диметром от 426 до 1420 мм в грунтах категорий I-III;

горизонтальным бурением — для трубопроводов диаметром от 219 до 1420 мм в грунтах категорий I-IV.

проколом — для трубопроводов диаметром до 530 мм в мягких суглинистых и глинистых грунтах нормальной влажности, не содержащих твердых включений;

Длина проходки для этих способов (50-100 м) определяется оборудованием.

В обоснованных проектной документацией случаях допускается применять метод микротоннелирования.

Работы по пересечению железных дорог должны выполняться с соблюдением требований СП 119.13330.

17.3.2 Работы по прокладке защитного футляра закрытым способом могут быть разделены на два этапа.

Первый этап (подготовительные и земляные работы) должен включать следующие операции:

геодезическую разбивку места перехода и установку предупредительных знаков;

водопонижение грунтовых вод (не менее 0,5 м от низа защитного футляра);

планировку участка по обе стороны дороги;

рытье рабочего и приемного котлованов с устройством необходимых креплений.

Второй этап (прокладка защитного футляра) должен включать следующие операции:

монтаж упорных стенок котлована;

монтаж буровой установки или оборудования для продавливания защитного футляра;

сварку защитного футляра из отдельных труб с усиленной изоляцией (или подготовку элементов сборного защитного футляра к монтажу с постепенным наращиванием в процессе проходки);

прокладку защитного футляра под насыпью дороги.

Во время прокладки защитного футляра под железнодорожными и автомобильными дорогами необходимо осуществлять постоянный геодезический надзор за осадками дорожной поверхности. Методика геодезических наблюдений устанавливается в ППР.

17.3.3 Рытье рабочего и приемного котлованов следует вести с устройством шпунта или других способов крепления.

Размеры рабочего котлована при закрытом способе прокладки выбирают в зависимости от диаметра трубопровода, глубины его заложения, вида применяемого оборудования и длины проталкиваемого защитного футляра. Ширину котлована подбирают с учетом обеспечения безопасного размещения людей, обслуживающих проходческое оборудование; в котловане устанавливают лестницу для подъема и спуска людей. При неустойчивых грунтах необходимо укрепить стенки котлована; при наличии воды — устроить водосборный приямок, откуда по мере накопления удаляют воду.

При продавливании должно уделяться внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи.

Трубная плеть должна иметь опоры на дне рабочего и приемного котлованов на протяжении не менее 8 м с каждой стороны перехода.

17.4 Монтаж рабочей трубной плети в защитном футляре

17.4.1 Перед протаскиванием трубной плети полость футляра должна быть очищена от мусора, неровности кольцевых стыков зашлифованы.

17.4.2 На трубной плети в пределах размера защитного футляра необходимо смонтировать опорно-центрирующие устройства.

17.4.3 Кабель связи должен размещаться в автономном футляре, располагаемом в верхней части плети. Допускается осуществлять прокладку футляра для кабеля связи методом прокола вне защитного футляра трубопровода.

17.4.4 Укладку трубной плети в защитный футляр следует осуществлять путем протаскивания ее с помощью кранов-трубоукладчиков, трактора или лебедки.

17.4.5 После размещения трубной плети в защитном футляре необходимо проверить отсутствие металлического контакта между трубопроводом и защитным футляром (сопротивление между ними должно быть более 0,25 Ом) и произвести второй этап испытаний на прочность и герметичность гидравлическим способом одновременно с прилегающими участками в зависимости от категории участка по требованиям раздела 19.

17.4.6 По окончании работ по прокладке плети в защитном футляре необходимо выполнить монтаж манжет, вытяжной свечи и другие работы, предусмотренные проектом перехода.

17.4.7 Перед засыпкой конца защитного футляра все металлические наружные части, которые будут находиться в грунте, следует изолировать, а части на поверхности покрыть краской.

17.5 Концевые манжеты. Проверка герметичности межтрубного пространства

17.5.1 Манжеты следует монтировать с условием образования гофры между плетью и футляром, которая должна служить компенсатором при осевых и радиальных перемещениях трубопровода, возникающих от изменения температуры и давления.

17.5.2 После установки манжет должна проверяться герметичность межтрубного пространства сжатым воздухом давлением 0,01 МПа в течение 6 ч. При этом потеря давления не должна превышать 1%.

17.5.3 При засыпке защитного футляра манжеты должны быть защищены от механических повреждений грунтом засыпки.

17.6 Строительство переходов без защитных футляров

17.6.1 Прокладку трубопровода без защитного футляра следует применять на пересечениях автомобильных дорог низкой категории (грунтовые дороги, полевые, лесные и дороги с интенсивностью движения до 100 ед./сут и выполнять из труб с утолщенной стенкой или с принятием дополнительных мер по защите трубопровода (увеличенное заглубление, укрытие траншеи железобетонными плитами и установкой указательных знаков в местах пересечения грунтовых дорог с трубопроводом), которые определяются проектной документацией.

17.6.2 При открытом способе строительства переходов без защитного футляра следует применять два способа организации работ:

с временным перекрытием движения транспорта по дороге с устройством объезда;

с краткосрочным перекрытием движения без устройства объезда.

Работы по строительству перехода без защитного футляра с устройством объезда выполняются в следующей последовательности: разработка траншеи на прилегающих участках; устройство объезда; рытье траншеи на переходе дороги; укладка трубной плети в траншею; засыпка трубной плети с восстановлением насыпи.

17.6.3 При строительстве переходов трубопроводов через автомобильные дороги без устройства защитных футляров следует обеспечить:

соответствие заглубления трубопровода проектному с допуском не менее +5 см;

засыпка трубопровода последовательно в пределах насыпи дороги, а затем по всей его длине;

уплотнение грунта за пределами земляной насыпи дороги под трубопроводом в границах перехода до величины не менее 0,9 естественной плотности грунта;

уплотнение грунта рабочего слоя автодороги в соответствии с требованиями СП 34.13330.

18 Особенности строительства трубопроводов в сложных природных условиях

18.1 На многолетнемерзлых грунтах

18.1.1 Подготовительные трассовые работы и основные работы по сооружению трубопроводов, прокладываемых в многолетнемерзлых грунтах, должны выполняться в основном в зимнее время с использованием грунтов в качестве оснований по 1 принципу согласно СП 25.13330. В летний период года должны выполняться внетрассовые подготовительные работы, содержание которых приведено в разделе 7 настоящего свода правил.

Для стабилизации кровли и устойчивости температурного режима многолетнемерзлых пород (ММП) применяется температурная стабилизация грунта в соответствии с требованиями СП 25.13330.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector